Коллекционные карточные игры-разновидность настольных игр, для игры в которые используются специально разработанные наборы карт. Эти карточки, кроме игорной, имеют также самостоятельное коллекционную ценность: они продаются и обмениваются среди собирателей, из-за чего собственно и возникло название «Коллекционные карточные игры» (ККИ). Хотя коллекционные карточки известны очень давно, логические игры с использованием таких карточек появились лишь в начале 1990ьх лет, и очень быстро приобрели популярность. Одной из первых и наиболее успешных ККИ есть игра Магия: Сбор, которая считается родоначальницей всего этого класса игр.
ККИ очень близки к настольных ролевых игр. Сюжеты этих игр основаны либо на реальных спортивных соревнованиях (автогонки, баскетбол, бейсбол, футбол, хоккей и другие популярные виды спорта), или на воображаемых мирах (это могут быть любые сочетания фэнтези, научной фантастики, мистики и других приключенческих жанров). В последнем случае сюжет обычно заимствуется из известных книг, комиксов, фильмов, а может и популярных компьютерных игр (например Покемон), и иногда это могут быть и совершенно оригинальные сюжеты. Ярким примером является игра Магия: Сбор, которая сама стала источником многочисленных книжных новелизаций, сопутствующих товаров и различных перепевов. Так, игра Ю-Ги-О! основывается на изображенной во втором томе одноименной манги вымышленной игре «Магия и Колдуны, или Дуэль Монстров», что является аллегорическим отображением той же Магия: Сбор.
Каждая карточка ККИ имеет собственное название, кроме того несет на себе оригинальную иллюстрацию и / или художественный текст, а также может иметь в игре соответствующие специальные свойства. Все эти элементы служат для поддержания атмосферы игры, что позволит игроку лучше вжиться в свою роль, и должны соответствовать сюжету, на котором построен игру. Так карта, которая называется «Shivan Dragon», несет на себе изображение крылатого ящерицеобразных создание, текст следующего содержания: «В то время как большинство драконов просто жестокие, Шиванський Дракон похоже получает удовольствие от страданий других, часто развлекаясь со своей жертвой, подобно тому как кот играет с мышкой, прежде чем нанести финальный удар »и имеет способности полета и огненного дыхания.